Форум
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 573
Зарегистрирован: 12.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.08 08:46. Заголовок: Калужская обл. Малоярославецкий район. Карижа село. Покрова Пресвятой Богородицы храм.


Покрова Пресвятой Богородицы храм.
Малоярославецкий район, Карижа село.



История каждого православного храма - это часть, и немаловажная, истории всей окрестной территории. В храмах сосредотачивалась как житейская, так и духовная жизнь многих поколений прихожан. Все важные события происходили под сенью куполов приходских церквей и сопровождались звоном их колоколов. Поэтому история церкви покрова Божией Матери, расположенной в непосредственной близости от Малоярославца, имевшей весьма обширный приход, в который входили населенные пункты как Малоярославецкого, так и Боровского уездов, — представляет для нашего краеведения значительный интерес. Интерес не только теоретический: церковь сохранилась, действует, находится в прекрасном состоянии, что позволяет включать ее посещение в маршруты городских экскурсий.

В предлагаемой работе мы не претендуем на полноту охвата источников и раскрытия темы. Возможно, в фондах РГАДА и ГАКО нас ждут еще открытия, которые заполнят все белые пятна в истории Карижского храма. Сейчас нашей задачей является обобщение разрозненных сведений, имеющихся в фонде Калужской Духовной консистории (Ф. 33) ГАКС, "Малоярославецкой десятине", опубликованной в журнале "Калужская старина", и других источниках. Повествование, основанное на письменных источниках, пока оказалось возможным довести только до конца 20-х годов нашего века. По устным свидетельствам Малоярославецких старожилов, церковные документы исчезли вместе с остальными документами Малоярославецкого райархива в 1941 г., а ас сгорела еще ранее.

Время возникновения церковного села - Покровского погоста, Погоста Кариж или просто Покровского неизвестно. Самым ранним из известных документов, упоминающих Покровский погост, является Писцовая книга Малоярославецкого уезда за 1587-1588 гг., в списке 1622-1633гг. В ней читаем: "Погост на царя и великого князя земле в Кариже, а на погосте храм Покрова Пресвятой богородицы древен, клецки, на речке Корижке. Пашни паханные церковные земли 15 чети, да перелогом 10 чети в поле, а в дву потомуж, сена на речке Корижке 100 копен, лесу пашенного 3 десятины".

Время строительства каменного храма в Кариже тоже неизвестно достоверно. Одни источники называют 1703 год, другие - 1701 . описание конца 19 в. гласит: "Церковь села Карижи во имя Покрова Пресвятой Богородицы, приделы во имя Пророка Илии и во имя Нерукотворного Спаса… построена в 1748 г. стольником Перовским..."

В "Малоярославецкой десятине" - важнейшем источнике по ранней истории церквей - есть запись о каменном храме, «новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе Святого Пророка Илии", в которую выдан был антиминс "1703 года сентября 27 дня”. Правда, в записи указано другое село - Юрьевское. Но это село, во-первых, не входило в Малоярославецкую десятину, во-вторых, церковь в нем хорошо известна и в более ранних и более поздних источниках под именем Благовещенской. В Малоярославецком уезде в то время никакого другого села Юрьевского неизвестно, это - в-третьих. В-четвертых, никакой другой Покровской церкви с приделом Ильи Пророка в Малоярославецкой десятине не было. Таким образом, источниковедческий анализ позволяет предположить ошибку писца или публикаторов и отнести эту запись к церкви Покрова в Кариже. К 1709 г. относится запись, косвенно подтверждающая наши выкладки. Там говорится, что до этого времени в селе стояли две церкви: старая деревянная и новая, каменная, построенная "по обещанию Осипа Пирожского". Деревянную церковь в этом году перевез на Афонасьевский церковный погост в Суходревской волости селе Локонском помещик Юрий Афанасьевич Радищев, по записи в "десятине" 1738 г., посвященной назначению в церковь еще одного дьячка, знаем, что в это время уже есть в ней второй престол - Св. Илии. Таким образом, прежде цитируемая запись о строительстве церкви и престолов в 1748 году полностью неверна. Третий престол Спаса Нерукотворного, также, как и колокольня, вряд ли были построены в 1748г. Все известные источники единодушно заявляют, что колокольня и придел строились усердием помещика Александра Ивановича Ларионова. Коллежский асессор, помещик, владевший землями в Суходровской волости Малоярославецкого уезда, был предводителем Малоярославецкого уездного дворянства с 9 декабря 1788 по 15 декабря 1791 года. Вероятно, красота самого погоста и церкви произвели на него впечатление именно тогда. И в 1798 году, как и сообщает более ранняя запись в Клировой ведомости, он построил на свои средства придел Преображенский и 3-х ярусную колокольню Покровской церкви. Учитывая продолжительность жизни, время вступления в дееспособный возраст и довольно далекое от Малоярославца расположение поместий Ларионова, вряд ли он мог сделать это 50-ю годами ранее.



Владевшая изначально целым селом и имевшая в своем приходе несколько деревень, церковь Покрова была в конце 17 - 18-м веках довольно богата. В 1654 г. дани в казну с нее положено было платить 2 руб. 4 алтына. Судя по записи в Писцовой книге 1684-1686гг., количество пашенной земли и сенных покосов у церкви увеличилось, появились "наддачи". Причем, пашня теперь обрабатывалась вся, перелога уже не упоминается. А в 1738 г. ее клир состоял уже из двух священников (Покровской и Ильинской половины) , диакона, 2-х д ков и 2- пономарей.

Священники покровской церкви всегда принимали активное участие в общественной жизни. Отличаясь грамотностью и дотошностью, избирались старостами Малоярославецкой десятины и на другие должности. Мысль о неординарности священнослужителей именно этой церкви впервые возникает при сравнении описаний Карижской церкви 1806 г. с описанием других церквей Малоярославца, в т.ч. соборной. Иконы и внутреннее убранство храма Покрова Богородицы описаны очень подробно, с указанием их особенностей и места расположения каждого образа и богослужебного предмета. В центральном храме Покровском - в начале 19 в. стоял 4-х ярусный иконостас "столярной работы", поля которого были покрыты "по серебру зеленой ярью» В приделах - 2-х ярусные иконостасы. Карнизы, фигуры, царские врата везде вызолочены. Многие образа, в том числе особо чтимые Покрова Богородицы, Св. Ильи, Владимирской Божией Матери - одеты были в богатые, среброкованные и вызолоченые ризы, украшенные драгоценными камнями. Престолы покрывались "одеждами" из драгоценных тканей/ на них лежали серебряные и золотые напрестольные кресты. Медные лампады горели перед иконами, а посреди храма висели большие и средние медные паникадила. Стены также были расписаны образами. Кроме того, в церкви пользовались 5-ю Евангелиями 18-го века в драгоценных переплетах, серебряными с позолотой священными сосудами. На колокольне было 6 колоколов, один из них весом 52 пуда.

Благодаря наличию столь подробного описания церковного имущества, возможно с точностью до мелочей оценить ущерб причиненный церкви Отечественной войной 1812 года. Тем более, что в распоряжении нашем есть еще один ценнейший документ. Это ответ Карижского священника на вопросник, составленный Михайловским-Данилевским и разосланный по церквям епархии в 1836 г. Этот документ по точности и подробности превосходит отчет священника о нанесенном ущербе, составленный сразу после ухода французов из Калужской губернии, зимой 1812 года. В ответ на предложение описать связанные с церковью события 1812 года, отец Никита Иванович Февралев составил целую повесть, написанную образным, точным и эмоциональным, очень литературным языком. В отличии от остальных Малоярославецких священников, отвечавших максимально кратко и сухо. Сам Никита Февралев свидетелем событий не был. Писал он со слов очевидцев - других служителей церкви - диакона Андрея Иванова, дьячка Дмитрия Евтихиева и пономаря Василия Семенова. С их же слов он составил список разграбленного французами церковного имущества. У Февралева не было под рукой описи 1806 г., но служители помнили все точно. Их памяти можно просто позавидовать. Конечно, прежде всего были вынесены драгоценные оклады и богослужебные сосуды. Частично ризы, "одежды" и другие вещи были сожжены французскими солдатами прямо во дворе священника Василия Ивановича Котла в костре, разложенном в медной церковной купели.

Однако, еще при появлении французской армии на Буниной горе староста церкви - отставной солдат Степан Васильевич Молчанов вынес из храма 1000 руб денег, серебряный с позолотой потир "со всеми принадлежностями" и драгоценное на полуалександрийской бумаге Евангелие. Все это бывший солдат спрятал в кочке церковного болота. Как писал позже Никита Февралев, - "Сей поступок Молчанова действительно быть может памятным, ибо соблюденные им деньги по обстоятельствам того времени для церкви были значительны." Вообще же, надо сказать, что церковь пострадала не очень сильно. Внешним разрушениям не подверглась: далеко была от сражения. Поэтому в порядок приведена была довольно быстро и службы в ней начались уже в декабре 1812 года. У священно-церковнослужителей Карижской церкви "...домы …остались целы, но надворное строение расхищено и сожжено с домашним имуществом...» По сравнению с другими частями Малоярославецкого уезда не слишком пострадал и приход Покровской церкви: из 233 домов сгорело, всего 13, остались и кое-какие припасы на зиму. Тем не менее, служители церкви также получили помощь от епархиального начальства на восстановление своего хозяйства. Из особой для этого случая составленной ведомости узнаем, что на должностях дьячков и пономаря в церкви служили "запрещенные священники". Такая практика в этой церкви сохранялась на протяжении всего 19 в.

Вновь отстроенный на пепелище, Малоярославец в 30-е годы прошлого века стал еще краше прежнего. Он богател, набирал силы, расширялся. Расцвет коснулся и предместий, в т.ч. - Покровского прихода. Но в Кариже этот процесс был обусловлен еще и субъективным фактором. В течении почти полувека должность священники здесь снимал упоминавшийся уже отец Никита Иванович Февралев. В 1822 году он окончил Калужскую Духовную семинарию по 1-му разряду и сразу получил место в одном из богатых приходов. Послужной список этого человека, отмеченного многими достоинствами и являвшегося представителем лучшей части русского духовенства, заслуживает некоторого внимания. Уже через 7 лет - в 1829 г. он назначается Благочинным Малоярославецкого уезда, являясь одновременно членом Духовного Правления города. А в 1861 г. произведен в Протоиереи. Благодарности и свидетельства признательности епархиального начальства получал многократно. Награждался набедренником, скуфьею, камилавкою, "пыженным крестом". В память войны 1853-1856 гг. и за освящение сельских храмов награжден был Бронзовым на Владимирской ленте крестом. Кроме добросовестного исполнения своих обязанностей он являлся членом Попечительства о бедных духовного звания, Комитета попечительного общества о тюрьмах, производил по поручениям епархиального начальства следственные дела в Малоярославецком, Боровском, Медынском, Тарусском уездах, а в 1839 г. составлял опись подворья Малоярославецкого Черноостровского монастыря в Москве.

Справедливости ради скажем, что, хотя послужные списки других священников Карижской церкви не так богаты, все они до единого были людьми интересными и должности свои исполняли ревностно и усердно, за что не раз получали поощрения и награды.



С именем же отца Никиты Февралева связано значительное событие в жизни церкви - приобретение нового иконостаса. В январе 1836 гола один из помещиков уезда - прихожанин церкви подпоручик Александр Дмитриевич Кудрявцев обратился к епископу Калужскому и Боровскому Преосвященнейшему Николаю с просьбой о разрешении сбора средств на новый иконостас, поскольку старый "устроен старинною простою архитектурою, иконы в оном такой же простой иконописной работы, и самый иконостас по серебру покрытый зеленым просветом, от времени почернел..., позолоть или почернела, или полиняла и потеряла вид..." Разрешение было сразу получено, тем более, что значительную долю обязался внести сам Кудрявцев. В начале декабря 1836 г. иконостас был закончен, на что ушло около 7000 рублей. Кроме того, в церкви были заменены подсвечники и паникадила, люстры, аналои, хоругви, напрестольные одежды. Обновленный таким образом храм значительным реконструкциям с тех пор не подвергался. Его только периодически штукатурили и подкрашивали.

Кроме Александра Дмитриевича Кудрявцева свои средства для обустройства Покровского храма предоставляли и другие прихожане, среди которых было много дворян с громкими фамилиями: Ланские, Зенбулатовы, Облеуховы, Белавины, Суровцевы, Жемчужниковы, Матовы, Бакеевыт и другие. Приход церкви изначально был обширным, о чем говорит наличие в ней 2-х священников уже в 17 в. К началу же 20 в. количество деревень, входивших в Карижский приход, достигло 20, в том числе 5 из них принадлежало Боровскому уезду: Длехново, Дыркино, Куклеиха (б. Анофриевское), Васильевское и Бураково. Все они в прошлом входили в Малоярославецкий уезд. Общее число дворов в приходе ~ 363 (на 1916 г.), в которых жило 963 мужчины и 1102 женщины. Большинство составляли, конечно, крестьяне. В конце 19–го начале 20 вв. значительно сократилось количество дворянских имений и родов. В 1916 г. только 4 дворянских семьи были прихожанами Покровской церкви. Тем не менее, церковный причт получал довольно хорошее жалованье, проценты с ценных бумаг, вложенных в различные банки, поступали регулярно и позволяли обновлять штукатурку стен храма, производить другой мелкий ремонт в церкви, а также в домах священноцерковнослужителей. Крупных изменений в самом храме не производилось больше. Только в 1911 году церковным старостой - крестьянином деревни Игнатьевскои Федором Панкратьевичем Климовым за собственный счет были «устроены» полы из цветных плиток . За это дело, стоившее ему почти 2 тысячи рублей, Федор Панткратьевич получил "архипастырское благословение с выдачею свидетельства". Церковный клир, состоявший в первой половине 19 в. из 2-х священников , дьякона и 4-х причетников, был в 1848 г. сокращен - убрали 2 причетнические должности. : В 1850 г. он состоял уже из 1 священника, дьякона, дьячка и пономаря. А к началу 20 в.: священник, дьякон и псаломщик.

С 1886 года в сельце Андреевском была открыта церковно--приходская школа. В ноябре 1911 г. открылась земская школа в Трубицыне. В обеих преподавал священник Карижской церкви. Трубицинская школа, впрочем, не просуществовала долго. Но в октябре 1913 г. открылась еще одна церковно--приходская школа в Бородухине. К сожалению, о послереволюционной истории церкви Покрова Богородицы на Кариже известно очень мало. В 1918 г. на попытку описать имущество (с очевидной целью дальнейшей национализации) прихожане ответили весьма своеобразно. 20 мая 1918 г. Марьинский волисполком и Малоярославецкий уисполком получили официальные письма от некоего «Совета рабочих и крестьянских депутатов Покровской церкви что на Кариже» с категорическим заявлением о том «что в Покровской церкви золотых вещей ни в каком количестве веса не имеется, на остальное церковное имущество опись представить не считаем нужным. . .»

По поводу этого письма долго еще разбирались работники исполкомов, выясняя, что это за "Совет"" образовался вцеркви и откуда там взялись "рабочие депутаты". Чем закончилось это разбирательство - неизвестно. Прихожане церкви умело затягивали дело с описью имущества, посылая письма в различные инстанции, разводя полезную для них бумажную волокиту. И все же опись состоялась. Сохранившийся в фондах ГАКО экземпляр датирован 1 июня 1924 г. Скупое перечисление церковного имущества свидетельствует о том, что наиболее ценная его часть уже отсутствовала (главным образом это касается богослужебных сосудов). Нет в этом списке указаний и на ценность серебряных и позолоченных окладов. Нельзя сделать однозначного вывода - были ли они реквизированы уже на нужды республики, или их ценность сознательно скрыта составителями описи.

Во второй половине 20-х годов в летний период ежегодно в город Малоярославец и окрестные села (Карижа, Спас-Загорье и др.) с разрешения советских властей приносили особо чтимую икону из с. Юрьевского (Благовещенской церкви) - Боголюбской Божией Матери. Церковь в с. Юрьевском ветшала, разрушалась, в 1927 г. ее собирались ремонтировать , но, видимо, так и не собрались. Икона же была оставлена в Покровской церкви и по сей день является ее самой большой драгоценностью.

В советский период истории нашей церковь грабили множество раз. Ведь до недавнего времени он охранялся только запорами да бдительностью прихожан. Утрачено большое количество икон, книг, сосудов…

И все же, к счастью, история церкви Покрова Божией Матери Кариже продолжается. Храм отремонтирован, перекрыта крыша, подновлены купола на церкви и колокольня. Приход вновь стал очень большим: церковь пользуется популярностью у горожан и многочисленных дачников. Нынешнее благополучие одной из жемчужин Малоярославецкой земли является символом всего самого лучшего, что было и есть в нашей истории.
________________________________________________

Здесь меня и моего сына крестили с разницей в 20 лет... Очень красивое место...позже свои фото выложу...


Жизнь прожить - не поле перейти... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования