Форум
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 443
Зарегистрирован: 12.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.08 00:58. Заголовок: Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка.


Автор: Абраменкова Вера Васильевна

Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка.

Выходные данные: М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.

Рецензия

Сегодня в мире развитых технологий, телевидения и интернета появились огромные возможности для получения информации. Мы и наши дети стали смотреть яркие мультфильмы, покупать «пропиаренные» книги, раскраски, игрушки. Квартиры всех россиян, имеющих детей, превратились в склад всякой всячины, якобы предназначенной для игры… А для игры ли? И что такое игра? Какова в ней роль игрушки?

На эти и многие другие вопросы отвечает книга В.В. Абраменковой «Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка.»

Автор в увлекательной форме рассказывает в книге об истории и философии игрушки, о психологии ее воздействия на ребенка, о том, как провести самостоятельную экспертизу игрушки и сделать игрушку своими руками.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это сложная повседневная работа, на которой он учится нормам и правилам современной жизни, постигает истинные ценности.

Игра, по мнению известных психологов, это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин), школа морали в действии (А.Н. Леонтьев), это и ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец).

Игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а так же образом идеальной жизни, идеального мира. В.В. Абраменкова пишет о том, что игры и игрушки существовали многие века назад. Находки археологов подтверждают, что в куклы играли еще в доисторические времена, причем игрушка всегда являлась не просто манипулятивным инструментом, а отображением всех жизненных ценностей того или иного времени, носителем культуры и нравственности. Если же подвергнуть анализу то, во что играют современные дети, нам становиться страшно как за детей, так и за культурное наследие России в целом!

Большое внимание автор уделяет анализу игрушки в рамках христианской православной традиции, как определяющей центральную социокультурную составляющую России. Наши предки всегда охотно предоставляли игровое пространство своим детям, как в дворянском доме, так и в простой крестьянской избе. Причем, даже во времена домостроя, детский игровой мир оберегался, и взрослые не вторгались в него без надобности. Царские семьи относились к этому вопросу со всей серьезностью. Сама Екатерина Великая создавала специальные документы «…о воспитании и образовании внуков», которые запрещали вмешиваться в детские игры приставникам, т.е. наставникам великих князей – Саши (будущего российского императора Александра I) и Константина, его младшего брата. Примечательным является трепетное отношение крестьян к игрушкам и забавам детей, особенно прародителей – бабушек и дедушек: игрушки наделялись магическим смыслом в свадебных обрядах и в повседневной жизни, они не выбрасывались, а переходили от одного детского поколения к другому, детские игровые постройки взрослыми не разрушались.

В.В.Абраменкова, анализируя социальную ситуацию развития детства в современной России, открывает неутешительные изменения по всем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний у детей. И корень всего этого – в духовно-нравственном неблагополучии ребенка; в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой! Верным и эффективным способом выхода из сложившейся ситуации является построение «одухотворенной образовательной среды», в которой и происходит становление нравственных, духовных и общечеловеческих целей и ценностей, которые столь необходимы детям, да и взрослым в наше столь сложное и противоречивое время. Важнейшей составной частью образовательной среды для ребенка как раз и являются игра и игрушка.

Современные игры в последние годы претерпевают стремительные изменения: дети разучились конструктивно играть, играть с пользой, играть вместе, играть качественно…

Игры стали невеселыми, агрессивными, индивидуалистичными. Исчезли групповые игры: бояре, жмурки, лапта и т.д., а вместе с ними – считалки, заклички, песенки и др. формы детского фольклора – величайшее богатство нашей культуры, которое передавалось из уст в уста от одного детского поколения к другому поколению, от старших младшим.

Неоправданное и чрезмерное изобилие игрушек усугубляет количество раздражителей, действующих на сенсорную систему ребенка, что приводит к невротизации, девальвации радостных эмоций и не способствует созданию целостной детской картины мира, что мешает адекватной социализации ребенка.

А взрослые с упоением играют в разные игры: в парламенте, в казино, на стадионах. При этом четко прослеживается тенденция к тому, что они - «недоигравшие» в детстве, не получившие опыта творчества в игре – невольно компенсируют этот недостаток посредством игрушек собственного ребенка, играя вместо него. Как часто каждый из нас видит подобную картину в любом детском магазине, когда не ребенок выбирает себе игрушку, а взрослый, прикрываясь ребенком, покупает новомодные игрушки для себя! Многие из этих игрушек порабощают своих владельцев, заставляя «служить им», ребенок и игрушка будто меняются местами: кто госпожа, а кто служанка, например, у Барби?

Наши дети, к сожалению, не имеют возможности и почти не играют в игрушки отечественных производителей, приобретая продукцию зарубежных, более разрекламированных марок. Однако, таким образом нам и нашим детям транслируется чуждая культура и неприемлемые для нас ценности, принципы и мировоззрение. Ярким примером неадекватного представления являлась в свое время телепередача «Телепузики», последствия которой нам предстоит улаживать еще многие годы. После нее появились игрушки-телепузики. И аналог телепузиков, но уже не по своей глупости и примитивности, а по агрессии и неестественности – мультипликационный сериал «Покемоны», после которых появились и игрушки, и тетрадки, и ранцы с изображением этих «несуществующих животных». Оба эти образца коммерческой «раскрутки» пагубно воздействовали на детские умы, прививая такие качества как жестокость, бессердечность, эгоизм, нравственную аморфность, отсутствие творческого начала, паразитирующий способ существования!

Игрушкой, а точнее Антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. При этом взрослые не замечают (точнее стараются не замечать) тех пагубных последствий, к которым приводит это знакомство. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер. Ребенок, играющий в насилие, обязательно однажды реализует проигранную жестокость в жизни, т.к. игрушка является своеобразным звеном между ребенком и предметным миром. Постепенно воспитывая в детях такие качества как нетерпимость, раздражительность и вспыльчивость. Вся информация, которую ребенок черпает с экрана телевизора или монитора компьютера, воспринимается им как реальность и инструкция к жизни, таким образом, происходит трансформация современного мира, создается новая система бесчеловечных ценностей.

Рынок компьютерных «игрушек» насыщен и переполнен дисками, зачастую запрещенными для просмотра несовершеннолетними детьми из-за обилия сцен насилия и жестокости, сексуальных сцен, поэтому взрослым необходимо тщательно контролировать то, во что играет ребенок часы напролет в своей комнате или компьютерном клубе. Исследования последних лет показывают, что наметилась тенденция к «эпидемии» игровой зависимости которая не менее страшна и опасна, чем наркомания или алкоголизм, при этом лекарство от страшного недуга еще не изобретено!

Безусловно компьютер необходимый инструмент современного человека. Мы получаем много полезной информации, следим за новостями, имеем возможность поиска нужных вещей, но это все хорошо лишь в меру и в опытных руках. Ребенок должен получать возможность общения с компьютером, но дозировано и под чутким руководством знающего взрослого.

И каждый день в магазинах появляются все новые и новые антиигрушки: создания потустороннего мира, жуткие монстры, демоны и другие представители нечистой силы, человеки-пауки, куклы Братц, похожие на девушек с панели, зверо-человеки трансформеры как воплощение зла, и т.д. и т. п.. Читая книгу, напрашивается вывод о том, что сегодня именно от нас зависит, смогут ли эти игрушечные, но вполне серьезные сторонники зла воплотить в жизнь свои «замыслы» или нет, мы или они победят в борьбе за чистую детскую душу, за наше будущее!

Но не все так плохо. Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки. Однако их сложно встретить на прилавках современных магазинов. Большинство из них изготавливаются вручную или небольшим тиражом на маленьких фабриках, вопреки всему. Зато такая игрушка будет нести в себе позитив, учить состраданию и сорадованию, а не взращивать идею обладания. Будет настоящим другом по игре, будет иметь свою душу, чего нет у многих конвейерных игрушек. Ярким примером можно назвать не так давно появившиеся на прилавках игровых киосков, персонажей из всеми нами любимой передачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша. Они учат добру, справедливости, дружбе, учат не обманывать и не предавать, уважать взрослых и многому другому.

Для детей постарше продаются наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок и даже храмов. Для девочек можно выбрать наборы для вышивания, вязания, кроя, пошива платьев для своих кукол, для мальчиков- столярные и слесарные инструменты. Они дают детям алгоритм самостоятельности, трудолюбия, заботы о ближних.

«Идеальная игра – не столько игра с игрушками, сколько игра воображения» (А.В. Запорожец) – следуя этой формуле, особую ценность для ребенка имеет игрушка «изначальная, первичная и универсальная»: звуковая (погремушки, бубенцы, свистульки… ); двигательная (мяч, волчок, воздушный змей, лодка, машина…); оружие (древние лук и стрелы, меч и щит, солдатики…); орудия труда (ведерко, лопата, грабли…); образная (изображения животных, куклы…); конструктивная (песок, глина, камушки, деревянные бруски…); словесная (прибаутки, песенки, считалки…).

Автор делает акцент на том, что каждому возрастному периоду подходят различные игры и игрушки. Детям с рождения до 3-х лет наиболее полезными и интересными будут пальчиковые игры в стихотворной форме. Если младенцу уместнее приобретать погремушки, неваляшки, колокольчики и т.д., то уже в 1 год – это тряпичные куклы, пирамидка, сумочка, корзинка, мячи, музыкальные инструменты и пр..

Особенную ценность для ребенка любого возраста (от малышей до подростков) представляют групповые игры с игрушками, передающиеся от поколения к поколению, представляющие собой особую детскую субкультуру и формирующие необходимые для жизни качества и ценности, воспитывающие личность: «Лапта», «Горелки», «Жмурки», «Бояре» и многие другие. Большинство родителей знакомы с правилами, а наши дети почему-то лишены этого колоссального удовольствия. Следует научить ребенка считалкам, закличкам, стихам которые носят поистине воспитательный характер и при этом интересны самому ребенку.

Ни для кого не секрет, что современный рынок переполнен яркими и дешевыми игрушками китайского производства, большинство из которых не соответствуют даже минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам. Парадоксально, но факт: наши отечественные производители предпочитают использовать дешевую рабочую силу Поднебесной, чем давать возможность умирающему отечественному производству мастерить замечательные изделия народных промыслов. Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки для детей, исходя из критериев. Автор книги формулирует следующие требования и принципы экспертизы игрушки.

А. Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка, есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали и т.д.

Б. Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьет умения и навыки, творческие способности?

В. Психологические требования: что несет в себе игрушка? Какие чувства пробудит она у ребенка?

Г. Эстетические требования: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии?

Д. Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?

А самое главное о чем следует помнить каждому взрослому – это то, что «Воспитание детей есть воспитание себя у них на глазах». Ведь никакие самые роскошные , дорогие игрушки не заменят нашего живого, любовного общения с ребенком!

Заключительная глава книги представляет собой кладезь практических советов, знаний и детских игровых сюжетов. Автор предлагает огромное количество действительно полезных и интересных пальчиковых игр, потешек, закличек и прибауток.

Особое внимание уделено играм и занятиям с ребенком, как в период болезни, так и после, в процессе восстановления (это занятия направленные на восстановление дыхания, развитие функций опорно-двигательной системы, тренировку зрительного анализатора, игры, обучающие расслаблению и т.д.). При организации игры следует обязательно проследить за созданием игрового пространства. Оно должно быть безопасно, как с физической так и с психологической точек зрения. Большинство несложных для организации игр могут оказывать колоссальное воздействие на развитие всех психических процессов столь необходимых для успешной школьной адаптации: восприятие, внимание, память и т.д.. Особое значение для ребенка имеет совместное творчество со взрослым и сверстником, например, при изготовлении игрушки, или в совместных веселых играх на снегу, на поляне и на воде, с мячом, веревкой, кубиками или обручем. Все зависит только от Вашего желания. А во что играть и как – подскажет книга Абраменковой Веры Васильевны «Во что играют наши дети. Игрушка и АнтиИгрушка».

Давайте поговорим о современных игрушках наших детей!

Жизнь прожить - не поле перейти... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 58
Зарегистрирован: 30.01.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.08 10:33. Заголовок: Это тех, кто прилюдн..


Это тех, кто прилюдно стрелял в птичку
А так могу предположить что хоть раз в птичку стрельнул каждый... мальчик конечно. Девочка едва ли. Зато девочка наверно с готовностью мочит тараканов, мышей и других "вредных" животных. А они твари божьи. И жизнь им Бог дал, а не девочка. Реальную жизнь причем, не нарисованную..

Вобщем ладно, разговор очевидно бесконечный, сходимости наших позиций я не вижу. Продолжать наверно бессмысленно...

____________
Видимо я - нишевой продукт...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 571
Зарегистрирован: 01.01.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.08 15:06. Заголовок: Тим, не говори за др..


Тим, не говори за других. Начнем с того, что многие женщины с детства панически боятся всех животных кроме кошек. Во-вторых, я могу привести тебе кучу людей, к-рым никогда и в голову не приходило обидеть животное; максимум -- прихлопнуть комара или таракана (но не бегать по всему району, ища, кого бы прихлопнуть).
Наверно

Мир вам, добрые люди Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 63
Зарегистрирован: 30.01.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.08 15:29. Заголовок: А я где-то писал о т..


А я где-то писал о том что кто-то бегает по району?

...

Это не я "говорю за других" или "передергиваю". Это вы играете в одни ворота, а других принципиально не замечаете

____________
Видимо я - нишевой продукт...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 572
Зарегистрирован: 01.01.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.08 20:54. Заголовок: Тим, я тебя не тольк..


Тим, я тебя не только замечаю, но даже с тобой разговариваю.

Мир вам, добрые люди Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 07.03.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.20 18:13. Заголовок: мой в таком возрасте..


мой в таком возрасте что пока только кубики собирает

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 14
Зарегистрирован: 31.07.20
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.21 18:05. Заголовок: Я своему сыну пока ч..


Я своему сыну пока что позволяю только играть бесплатно в легендарное димоно. Считаю, что не стоит очень много времени тратить на разные игры. Стараюсь подбирать ему только те игры, которые помогают ему развиваться. Думаю, что например один час в день можно позволить своему ребёнку поиграть, и вряд ли от этого случится что-то плохое.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 35
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования