Форум
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 37
Зарегистрирован: 13.12.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.08 16:59. Заголовок: Шкатулка Времён и Обычаев


История Нового Года

История Нового Года насчитывает около 25 веков.
По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация.

Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года.

Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.История Нового Года.
Сегодня:
Суббота
05 Января 2008

год 2007 от
Рождества Христова
23 Декабря
по старому стилю
      год 5768 от
      Сотворения Мира
      27-й день
      месяца Тевет.
        год 1428
        Хиджры
        26-й день
        месяца
        Зу-л-хиджа.

История празднования Нового года у древних народов.
Обыкновенно у язычников и древних народов совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу.
Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея.

С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем.
Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.

Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России , со времени введения Христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. История Нового Года

Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами.

Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода , подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки". Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои. История Нового Года

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Царь Пётр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и Супруги Царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутсвовавшие, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и в высоких ботфортах. "Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах", Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода и Великих Лук, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?" Далее, кратко, с большим учёным авторитетом, он разъяснял: "От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший".

Болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала такая перемена, но, ограничившись одним лишь глухим ропотом невежественных людей, привилось это нововведение без всяких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызывая лишь время от времени бранные писания "ревнителей древляго благочестия" Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было: "по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класт, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 38
Зарегистрирован: 13.12.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.08 17:02. Заголовок: Откуда пошла традици..


Откуда пошла традиция встречать Новый Год за столом
...Еще при Петре Первом, который и приказал праздновать Новый год с 31. 12 на 01. 01 главным на празднике был не стол, а балы. Следуя известной строчки из песни на обед, на ужин и на завтрак у наших предков были «танцы да напитки, чтобы утолить жажду». Почти до середины ХIХ века русского новогоднего меню не существовало, а то, что сейчас считается неизменной принадлежностью новогоднего стола, - все эти молочные поросята с гречневой кашей и гуси с квашеной капустой или яблоками - на самом деле пришло со стола рождественского. В начале ХIХ века кухня была не сложной. Даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы и грибы, салат из редьки. Также подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей.

Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые вина. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. В рождественские дни 1912 года в Петербурге было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток. После революции празднование Нового Года отменили. Но его все равно встречали. Правда, танцы были возможны только тихие, чтобы не разбудить соседей. Вот тогда-то, надо полагать, и возникла привычка сидеть за столом. Угощение было скудным. Пытались, конечно, вешать на запрещенную революцией елку орехи в золотой и серебряной фольге, яблоки. Реабилитировали Новогоднюю елку в 1936 году, вместе с танцами. Советский новогодний стол не стал изысканным - его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. В сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать новый год уже не считалось предосудительным и собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило второе пришествие салата Оливье - с докторской колбасой вместо рябчиков. Готовили его в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Под бой курантов непременно надо было открывать бутылку "Советского шампанского". В тесных квартирах стол занимал все место, поэтому приходилось выбирать: танцы или еда. С появлением телевизоров стол победил окончательно. Салат оливье перестал быть главным украшением новогоднего стола.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 39
Зарегистрирован: 13.12.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.08 17:10. Заголовок: История новогодней е..


История новогодней елки. откуда пошла такая традиция.

"...В лесу родилась елочка, в лесу она росла:" Знакомая с детства песенка еще раз подтверждает, что новогодний праздник немыслим без елки. Этому замечательному дереву, волшебному и сказочному посвящается целый раздел. Вы узнаете, откуда пошел обычай наряжать елку, какая существует в настоящий момент мода на елочные украшения, во что и куда поставить живую елку и еще много различных идей по украшению вашего дома в Новый год.
Праздник елки. Откуда он?

Почитание елки, как символа торжества над смертью и средства, защищающего родной очаг от злых духов, холода и мрака существовал у германских племен еще до принятия христианской веры.

Первые же наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе, и как утверждают историки это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Все о елках

Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем постепенно и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян купцов (помимо елки разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков.)

Обычай же повсеместно устанавливать в домах рождественские елки существует сравнительно недавно - около 150 лет.
Появился он лишь в 19 веке.
Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.

В нашей стране елочка повидала всякое. В 20-ые годы празднование Рождества было запрещено, а вместе с этим и запрещено было наряжать в домах елки, как необходимый атрибут праздника. Однако в 30-е годы елку стали трактовать, уже как символ не рождественского, а новогоднего праздника. В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник, где гостьей стала и зеленая красавица. После этого гонения на елочку со стороны властей прекратились. Празднование Нового года было узаконено.

История елочного шарика насчитывает 4 века. Первый стеклянный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века, но здесь же в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

Первая электрическая гирлянда загорелась в 1895 году на ели, которая стояла перед Белым домом в США. Колбы ламп были сделаны искусными стеклодувами.

Елочная мода.

Оказывается, каждый Новый год дизайнеры создают новые коллекции елочных украшений, ведь и у новогодних елочных игрушек есть своя мода. Давайте посмотрим, какие тенденции характерны для этого сезона:

Не теряют актуальности и игрушки, выдержанные в синем цвете и цвете топленого молока.

По-прежнему в моде нестареющая классика: традиционное сочетание золотого и красного.

Направление моды таково, чтобы игрушек на елке было как можно больше: так много, чтобы зелень почти терялась. Шарики могут быть дополнены разнообразными колокольчиками, ангелочками, звездочками.

Модным является и все то неординарное, что взбредет вам в голову, или, скажем, попадется под руку: кусочки ткани, веревочки, солома, различные оригами из цветной бумаги. Соломенные элементы в украшении елки переживают сейчас настоящий бум. А ведь солома, символизирующая ясли, в которых лежал Иисус, была очень распространенным материалом для изготовления рождественских украшений еще в давние-давние времена.

Еще одним писком елочной моды является эффект заснеженности вашей красавицы. Намажьте ветки обычным канцелярским клеем, а затем посыпьте их натертым пенопластом или солью.

Германский институт Д. Виккерта провел любопытное исследование. В результате были выявлены наиболее модные украшения, используемые для рождественской елки. Так, среди германского населения считается весьма престижным украшать их компьютерными дискетами. Кроме того, обеспеченные немцы выбирают стеклянные шары с посеребренной внутренней поверхностью, тончайшая пленка должна быть обязательно из драгоценного металла высочайшей пробы, а не его имитации. А традиционные елочные украшения из цветной бумаги, ваты и пластика считаются теперь безнадежно устаревшими.

Игрушка своими руками.

Украшать елку сладостями - давний русский обычай. Создайте своими руками эти оригинальные игрушки-лакомства и спрячьте их среди блестящих шаров, таинственных гирлянд и пушистых зеленых веток, благоухающих смолой и хвоей.
Снежинки.

Поверьте, делать их из особой сахарной массы - такое удовольствие! Одни будут похожи на замысловатое кружево, другие удивят строгостью геометрических форм: все зависит от вашей фантазии! Все о елках

Состав: 1/2 стакана сахарной пудры, белок яйца, несколько кристаллов лимонной кислоты (либо капля уксусной эссенции).

В сухую (внимание: это очень важно) кастрюлю разбейте белок и, энергично помешивая деревянной ложкой (но не взбивая), понемногу чайной ложечкой посыпайте сахарную пудру, потом добавьте лимонную кислоту или уксусную эссенцию и мешайте еще 2 минуты. Готовая масса должна быть кипенно-белой, эластичной и не очень густой. Возьмите кондитерский мешочек, шприц или воронку из плотной бумаги с отрезанным кончиком, наполните готовой массой и, медленно выдавливая ее, "рисуйте" снежинки на противне или раздаточной доске, чуть смазанной растительным маслом. Линии старайтесь делать толще, чтобы снежинки были прочнее. Укрепить эту конструкцию поможет большее число пересечений. Поставьте снежинки сушиться в теплое место, затем сделайте петельки из ниток. А потом смело вешайте ваше произведение на елку!

В Германии, можно сказать, родине рождественской елки, согласно статистике на елочных базарах и в лесничествах было куплено 23 миллиона лесных красавиц!

Самая высокая новогодняя ель, как известно из книги рекордов Гиннеса, была установлена в Вашингтоне, высота ее достигла 67, 36 метра.

Самая большая в мире искусственная елка зажглась в Бразилии - в Рио-де-Жанейро.
Металлическая конструкция высотой 76 метров была смонтирована на специальной плавучей платформе посредине озера в Лагоа - одном из самых дорогих районов города. На освещение гигантской елки пошло более 2 миллионов лампочек.
Над новогодней достопримечательностью, залившей водную гладь завораживающим светом, трудились полтора месяца.










Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 61
Зарегистрирован: 13.12.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 10:54. Заголовок: http://rojdestvo.pas..




Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя.

Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание.

Вторым Туринским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление.

Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова.

Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения назывался в народе Святками или Святыми вечерами.

Начинались Святки с хождения славельщиков.

В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы.

Вслед за славелыциками, а иногда и вместо них, обрядовый обход домов совершали колядовщики с пением колядок.

Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:

«Что пришло, притекло к нам
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Карл Брюллов. Оставайся сам с добром».


Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги.

Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вмес-те и устраивали общий стол. Обязательность одаривания колядующих обусловливалась также бо-лее поздним представлением о том, что коляду пели в основном нищие или очень бедные люди (особенно это характерно для первой половины XX в).

Под Новый Год наряду с колядками пели под окнами домов виноградье и посевные песни. Песни с припевом «виноградье красно-зеленое» исполнялись девушками и женщинами и были обращены к хозяину дома и его сыну. Виноградья так же, как и святочные колядки, заканчи-вались либо добрым пожеланием, либо угрозой скупым: «Кто нас наделит - тому трех коров доить! Кто нас не наделит - тому козу ялову доить! Тому век не жениться!»

В Крещенскую Коляду в южной части Псковских земель бытовал обычай заклинать Мороза. Хозяйки оставляли на окне (с внешней стороны) кутью и пели:

«Дед Мороз, Дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй!» (Великие Луки).

Святки В Порховском районе был зафиксирован обычай кормления Коляды. Полагалось выбросить блин на улицу или в сени со словами: «На, жри».Подобные обряды обеспечивали символи-ческое общение крестьян с умершими предками, влияние которых на будущий урожай и семейное благополучие, по традиционным представлениям, было очень велико.

Характерной чертой Святок было ряженье. Нередко ряженые совершали обход домов вме-сте с колядовщиками. Крестьяне, изменив свой облик с помощью нетипичных для обычного времени костюмов и масок, олицетворяли нечисть, которая, по поверью, именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение ряженых отличалось вольностью и шалостями, запрещен-ными в обычное время. Рядились обычно в чужих, отличающихся от обычного человека по различным параметрам существ. Любимыми персонажами ряженья были медведь, журав, ко-рова или бык, цыгане, солдат, нищие, старик со старухой. Часто женщины переоде-вались в мужчин, а мужчины в женщин. Лица обязательно закрывали масками, завешивали тряпка-ми с прорезями для глаз, натягивали на лицо платок или шапку так, чтобы не быть узнанным. С этой же целью «лица мазали сажей, щеки красной краской...» Старались нарядиться пострашнее и посмешнее.

Святки Со Святками были связаны гадания о будущей судьбе. Гадали обычно девушки. В Торопецком у. девушки, приходившие на вечорку первыми, вешали посреди избы фонарь, в который вставляли зажженные свечи, разрезанные предварительно по числу присутствующих. Рассевшись вдоль стены на скамь-ях, девушки пели песни и внимательно следили: каждая за своим огарком. Если свеча горела ровно, светло - предстоит хорошее замужество; если тускло и неровно - плохое житье и продолже-ние девичества.

По представлениям крестьян, узнать свое будущее можно было только с помощью нечистой силы или колдунов. Поэтому при наиболее сложных гаданиях традиционно следовало снять пояс и крест, чтобы вступить в контакт с потусторонней силой, сообщающей судьбу. С этой же целью необходимо было правильно выбрать место и время. Наиболее подходящим временем для гаданий считалась полночь, а местом - перекресток, баня, подпол.

Святочные бесчинства заканчивались накануне Крещения. Крещенский канун почти повсе-местно в Псковской губернии считался постным днем. Гулянья в этот день были строго запрещены.

Святки Главным событием этого христианского праздника было водосвятие. Священники святили воду (крестили воду) в церкви, в церковных колодцах, шли с молебнами на водоемы, где делали во льду прорубь, воду в которой тоже святили. Во всех случаях, по словам крестьян, делали Иордань. Освященную воду верующие в сосудах различной емкости несли домой. Кре-щенскую воду в течение года хранили дома и использовали в случае болезни людей и животных, а также при родах.

Обладающая, по народным преданиям, магическими свойствами крещенская вода использо-валась и в очистительных обрядах, завершающих святочный цикл. Надевание масок, ряженье рассматривалось как «нечто греховное и нечистое» (церковь постоянно боролась с этим обычаем) и «придавало человеку какую-то силу, превращающую его в колдуна...»


Поэтому все, кто соприкасался с ряжеными, а особенно те, кто непосредственно рядился во время святок, должны были смыть с себя грех, умывшись святой водой или окунувшись в Иордань на реке или другом водоеме. Закрещивание дома и двора накануне Крещения также носило очистительный харак-тер. Крестьяне крестили углы, окна, двери, т.е. чертили на них мелом или углем кресты и трижды святили дом крещенской водой, чтобы изгнать из него нечистивиков. С этой же целью крестья-не лили крещенскую воду в колодцы и ставили над ними деревянные кресты, украшенные венками и ленточками.

Несмотря на утрату с начала 50-х годов XX в. традиции ряжения, обычай закрещивать дом и двор, омываться крещенской водой и хранить ее «на всякий случай» дома стойко сохраняется по сей день. В Порховском районе до сих пор принято ставить над колодцами кресты.
http://www.culture.pskov.ru/ru/christ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 42
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования