Форум
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 51
Зарегистрирован: 04.01.08
Откуда: Россия, Долгопрудный
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 14:39. Заголовок: СВЯТКИ


Щеголева Надежда, журнал "Вестник" Храма Преображения г. Долгопрудный

ОТ РОЖДЕСТВА до КРЕЩЕНИЯ

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво под-нялся на небо посветить добрым людям и всему миру, что-бы всем было весело колядовать и славить Христа»
Н. В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством».

Заканчивается Рождественский пост. В эти дни мы с ва-ми старались очистить свое тело и душу от всего греховно-го, нехорошего. Пытались вновь и вновь приоткрыть свое сердце для Любви, потому что только так можно увидеть Того, Кто преобразит нашу жизнь, только так можно не пройти мимо Того, Кто будет страдать от холода и голода и умолять о помощи в образе нуждающегося человека.
Уже в декабре солнышко повернуло на весну, произошел солнцеворот. Началось шествие света, каждый верит, что и в жизни его произойдет какой-то решающий момент, все образуется, будет светло и радостно – скоро праздник Рождества Христова. Вся природа как бы затаила дыхание в ожидании торжества, чуда. И звезды на черном морозном небе напоминают о том, что скоро появится долгожданная Вифлеемская звезда, указавшая две тысячи лет назад дорогу волхвам, шедшим поклониться Царю царей.
Для христиан всего мира Рождество – это праздник Надежды, только отчаявшиеся не ждут его. Это самый красивый зимний праздник. Он приходит к людям ночью, когда в храме идет служба в сиянии свечей, поет красиво хор. Все – небо и земля – славят Бога. Хотя бы ненадолго, но воцаряется мир и на земле, и в сердцах людей. «Слава в вышних Богу, и на земле мир…».
Символом вечного мира, счастья и радости, вечной жиз-ни, пришедших вместе со Христом в наших суровых краях, является вечнозеленая ель. Макушка ели венчается звездой в память о Вифлеемской звезде. Ветки украшаются разно-цветными шарами, мишурой, фигурками ангелов, пастухов с маленькими барашками, горят маленькие свечки или фона-рики, напоминая об огне костров и фонарей, светивших Вифлеемским пастухам в святую ночь. А еще вешают на ветки колокольчики, похожие на те, которые заботливо одевали на своих овец палестинские хранители стад. А под елку любящие друг друга люди кладут подарки, а для детей развешивают сладости.
В старину на Руси в деревенских домах к Рождеству пол устилали свежим сеном, а стол – соломой, на которую стелили скатерть и ставили угощение. Все это служило для напоминания, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву, и был положен в ясли на солому.
Время от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января) называются Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января/ 7-14 января) и страшные вечера ((1-6 января /14-19 января), их разделяет Васильев день (1/14 января – день памяти Святителя Василия Великого). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывали благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.
На улице Рождественские морозы, а в домах тепло и уютно, все чисто прибрано. Недаром хозяйки трудились весь день, посвятив его заботам для встречи праздника: все заго-товлялось, варилось, пеклось, жарилось… «В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – Дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звез-да, а вон – другая…» (И. Шмелев. «Лето Господне»). И слышится кругом: «Звездочка зажглась! Звездочка!..». Семья садится за стол, а за окном уже слышны веселые голоса христославов.
Они начинали ходить повсюду, начиная с вечера Сочельника 24 декабря / 6 января, как правило, это были мальчики. В руках у них был длинный шест, на котором укреплялась большая «вифлеемская звезда» из разноцветной (или золоченой, кто побогаче) бумаги, которая украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества Христова, образом Спасителя или Божией Матери. Эту звез-ду с пением рождественских гимнов (стихир) носили по окрестным домам. Христа славили всю Рождественскую Неде-лю.
Во времена перехода от язычества к Православию сохранялся древний смысл новогодних празднеств – чествование возрождающегося солнца. Во многих местах в ночь перед Рождеством посреди деревенской улицы напротив каждого дома зажигали костры – символ солнца. Позднее, в ночь перед Рождеством (и под Новый год) совершали обряд колядования. Собирались ребятишки, подростки и молодежь, кого-то из них обряжали в вывороченный тулуп, давали палку и суму, куда будут позже складываться продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.
Вот как об этом пишет Н. В. Гоголь: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Позже Коляда воспринимается лишь как элемент народного творчества, просто обычай:
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
И дай, Бог, тому,
Хто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина.
Из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
А еще пели:
Овсей, Овсей шел по дорожке,
Нашел железце, сделал топорочек,
Ни мал, ни велик, с игольные уши;
Срубил себе сосну, наснастил мосточек.
По этому мосту шли три братца:
Первой-то братец – Рождество Христово,
Второй-то братец – Крещенье Господне,
Третий-то братец - Василий Кесаринский.
Блин да лепешка на заднем окошке.
Подавай, не ломай, не закусывай!
У хозяина в дому велись бы ребятки,
Велись бы телятки, велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки, велись бы поросятки,
Велись бы козлятки, велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Обходные песни, исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов, при колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областх), виноградья (в северных областях). Названия происходят от припевов «Коляда, коляда!», «Бай, авсень, бай, авсень!» (как вариант: «Овсей» – см. выше) и «Виноградье, виноградье, крас-но-зелено!».
Помимо пожеланий на богатый урожай, выражалось и другое пожелание – долголетия, счастья, многочисленного потомства. Ряженые могли спеть величание отдельным членам семьи. При этом часто желаемое, идеальное рисовалось, как действительное. А какие красивые эпитеты употреблялись простым народом в этих величаниях!
Млад светел месяц – то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко – то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки – малы детушки.
Щедрым хозяевам пели:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Ну, а если уж скуп был хозяин на угощение, то и пожелание ему было соответственным:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Или по-другому:
Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь кишку (колбасу) –
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка.
Помимо этих веселых величаний, пожеланий щедрым и скупым хозяевам и их деткам ряженые, после Литургии, все Святки, в лицах разыгрывали рождественское повествование, а кроме него и другие благочестивые, пользующиеся неизменным успехом в народе сюжеты…
«Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит «славить». Мишка Драп несет Звезду на палке – картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, – свечки там. Мальишки шмыгают носами, пахнут снегом.
– Волхи же со Звездою питушествуют! – весело говорит Зола.
Волхов приючайте,
Святое стечайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…
Он взмахивает черным пальцем, и начинают хором:
– Рождество Твое, Христе Бо-же наш…
Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.
– Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекет! – говорит Зола. – Сейчас будет святое приставление! – Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. – А кузнечонок у нас царь Ирод будет!
Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.
– Подымай меч повыше! – кричит Зола. – А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от баушки еще знаю, от старины!
Плешкин взмахивает мечом. Кузнчонок страшно ворочает глазами и скалит зубы. И все начинают хором:
Приходили вол-хи,
Приносили бол-хи,
Приходили вол-хари,
Приносили бол-хари,
Ирод ты, Ирод,
Чего ты родился,
Чего не крестился,
Я царь – Ка-стинкин,
Маладенца люблю,
Тебе голову срублю!
Плешкин хватает черного Ирода за горло, ударяет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кастинкину розу. Зола говорит скороговоркой:
– Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут – не бросим! (И. Шмелев. «Лето Господне»)…
Но вот настает великая Рождественская ночь: редко кто ложится спать – не до этого. Так радостно и легко на душе, так весело, столько различных обрядов, обычаев, природных примет, что не хватит и нескольких ночей, не то что одной! Наконец раздается первый удар колокола, и все спешат в церковь уже в строгости, в молитвенном состоянии славить Бога и благодарить Его за то, что Он вновь и вновь приходит к нам, и прощает нас, и любит нас… «Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щипнет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… – синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет, сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… – и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество, Твое, Христе, Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет» (И. Шмелев. «Лето Господне»)…
А после службы, утром, молодежь, не обращая внимания на стужу, устраивает катания с гор на лыжах и санях. Запрягают в сани гуськом лошадок, на каждую сажают мальчика и пускаются во всю прыть по гладкой зимней дороге. Обычно где-нибудь на повороте парни стараются опрокинуть сани, и тогда все летят в снег. Смех, веселье, шутки далеко разносятся в морозном воздухе…
Всю неделю, до Нового года (1/14 января), переходя от дома к дому с вестью вифлеемских пастырей, люди прославляли пришествие в мир Спасителя, Который показал единственный путь к подлинному счастью – через любовь к своим ближним, отверз двери милосердия и сострадания. И поэтому праздник Рождества отмечается не только весельем, но, прежде всего, делами благотворительности.
В эти дни раздавалась обильная милостыня. В каждом доме христославов ждали угощения или деньги (готовилось много вкусной еды; пекли из теста козульки – коровок, бычков, овец, птиц, петухов – их принято было дарить; непременным рождественским угощением был кесарийский поросенок). Не принять христославов считалось большим грехом. Люди зажиточные почитали своим долгом прислать милостыню в дома нищих, больных вдов и сирот. Не забывали даже и о животных, ведь, по преданию, в холодную ночь вол и осел согревали младенца Иисуса Христа своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от холода и голода, выставляли ржаной сноп. Для детей устраивались и сейчас устраиваются рождественские елки, спектакли, праздники, на которых взрослые щедро дарят подарки малышне…
Древним русским рождественским обычаем было хождение с вертепом. Вертеп – пещера. Вертеп представлял из себя прямоугольный ящик, изображающий пещеру, в которой, по преданию, родился Иисус. Этот ящик являлся миниатюрным кукольным театром, в котором умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигурки Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя часть (земля/ дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.
В XIX в. во многих городских домах стали делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол изготавливали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и славословящие ангелы, но центром композиции являлись, конечно же, Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Иисусом. В западных и южных областях России такой вертеп нередко устанавливали в церкви.
А с Нового года в древние времена начинались страшные дни. Почему страшные? В старину русские люди верили: когда начинает прибавляться тепло и свет, день удлинняется, то темные силы особенно злятся, что недолго осталось по земле гулять, вот и крутят напоследок по земле так, что дым идет коромыслом! Правда, много позже, озор-ничали самые шустрые и смешливые ребята. Они могли за-ткнуть трубу половиком и раскатать по двору все бревна.
Заканчивается и это веселье. Наступают крещенские мо-розы. На замерзшей реке возле темной проруби возведена ледяная часовня с огромным четырехконечным крестом. А из церкви движется к ней бесконечная толпа народа с золо-тыми хоругвями, предводимая священниками в парчовых ризах. И плывут по воздуху, застывая на морозе, слова: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». 6/19 января, Кре-щение Господне. Этот православный праздник поглотил в свое время представление людей о сверхъестественных си-лах воды. В старину, когда дитя после купания окачивали водою, то приговаривали:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
Крещение – это воспоминание о том дне, когда Иисус Христос пришел на берега Иордана, где собиралось множе-ство людей, ожидавших прихода Мессии – Спасителя мира. Там Иоанн Предтеча совершал обряд крещения, подготавли-вая людей к встрече со Спасителем. Он говорил, что надо покаяться в грехах, быть чистыми от них, не обижать дру-гих, не клеветать друг на друга.
Желающих очиститься от грехов было множество. Ии-сус, чистейший из всех, присоединился к ним, просил Иоан-на крестить Его, как простого человека: «Нам надо испол-нить всю правду». И тогда крестил Иоанн Иисуса в Иордане. И разверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Святаго в виде голубя, и слышен был голос с неба: «Сей есть Сын Мой воз-любленный, в Котором Мое благоволение».
Завершилась скрытая от большинства людей жизнь Сына Божьего на земле. Он вышел на проповедь, Своими словами, делами и самой жизнью возвещая Свое учение.
Сын Божий явился миру. В Нем люди узрели живого Бо-га, увидели безначальную и бесконечную Любовь. Поэтому праздник Крещения имеет еще одно название – Богоявление. Этому празднику предшествует Крещенский сочельник, ко-торый приходится на 5/18 января. Подходят к концу веселые зимние святки, в течение которых пост отменяется даже в среду и пятницу.
Сочельник – день особого духовного приготовления к торжеству Богоявления, первый постный день после Рожде-ства. Накануне Крещения, так же как и накануне Рождества, не едят до первой звезды, а на вечернюю трапезу подают особое блюдо – сочиво, откуда и пошло название и самого сочельника. Сочиво представляет собой вареную пшеницу, ячмень, рожь, гречиху или горох с ореховым и маковым мо-лочком и медом.
В память сошествия Христа в воды Иордана и освящении тем самым водной стихии после Литургии в Богоявленский сочельник совершается великое освящение воды, часто с крестным ходом на реку или, как говорят в народе, «на иор-дань». Великое освящение воды повторяется и в день празд-ника Крещения (Богоявления). Освященная вода называется агиасмой (агиасма – по-гречески «святыня»).
Крещение Иисуса Христа явилось прообразом Таинства Крещения, о котором Он после Своего Воскресения запове-дал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28, 19).
При Таинстве Крещения, во время троекратного погру-жения человека в воду «во имя Отца и Сына и Святаго Ду-ха» происходит таинственное очищение человека от греха, обновляется первозданная светлая человеческая природа, и человек становится членом Тела Христова – Церкви.
«Христос весь вошел в человечество, – пишет Ф. М. Дос-тоевский, – и человек стремится преобразиться в Христа, как в свой идеал». Каждый, кто крестится во Христа, принимает Христа в свою душу, старается всей своей жизнью посту-пать так, как поступал Христос, уподобиться Ему, – тот «во Христа облекается» как об этом поется во время Крещен-ской Литургии и во время совершения Таинства Крещения.
На Руси человека крестили, как правило, в младенчестве. В честь крещения младенца устраивался домашний празд-ник, который назывался крестинами. А как же не отпраздно-вать? Ведь это было как второе рождение, только уже ду-ховное. Ведь новый человечек вступает в Церковь, через всю свою жизнь, отпущенную ему Богом, он пронесет в сво-ем сердце и душе Веру и Любовь, постарается оправдать Надежды своих родителей и предков, будет стремиться к Царствию Небесному. В этот день приходили на праздник самые дорогие и близкие люди проведать младенца и роди-телей его.
А еще была такая традиция – готовить для крестин осо-бую крестильную кашу. Для мамы и гостей такую кашу ста-рались сделать как можно вкуснее – на молоке и сливках, даже крупу порой замачивали в молоке, потом ее обильно сдабривали маслом, вареньем и сахаром, украшали половин-ками вареных яиц. В нее запекали курицу или петуха (в за-висимости от того, кто крестился: девочка или мальчик). Зерна каши символизировали плодородие, являлись пожела-нием родителям иметь много детей: дети всегда считались благословением Божиим. Молоко являлось пожеланием – матери иметь достаточно молока для кормления новорож-денного. Для отца ребенка каша готовилась совершенно другая – «с потехой». В нее добавляли перец, горчицу, хрен, соль сверх меры – это чтобы родитель по достоинству мог оценить тяготы своей жены, родившей младенца.
Вот как описывает крестины в своем романе «На горах» А. Мельников-Печерский: «Вдруг перед честной беседой явилась знаменитая повариха, а теперь и бабушка повитуха Дарья Никитишна. В полушелковом темно-красном сарафа-не, в гарнитуровом холоднике, в коричневом платке с за-тканными серебряными цветочками на голове, павой вы-плыла она в горницу с уемистым горшком пшенной каши. С низким поклоном поставила она его перед Васильем Бори-сычем…
Взял ложку Василий Борисыч. А каша-то крутым-накруто насолена, перцу да горчицы в нее понакладено. Съел ложку родитель, закашлялся, а бабушка Никитишна не отстает от него: «Изволь, государь-батюшка, скушать все до капельки, не моги, свет-родитель, оставить в горшке ни ма-лого зернышка».
Три пота слило с Василия Борисыча, покамест не спра-вился он с крестильной кашей…
Пршла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, вареньем, со сливками. И гости бабку-повитуху обдаривали, на поднос ей клали, сколько кто про-изволил».
А присутствующей на крестинах детворе раздавали оре-хи, горох, печенье и пряники. Еще были бабкины пироги – плюшки, бублики, крендельки, булочки – они тоже являлись традиционным крестильным блюдом. Всеми этими малень-кими подарками также одаривали ребятишек, чтобы и для них рождение малыша, как физическое, так и духовное, ста-ло радостью, ведь новый человек входил в общую Любовь, становился неотъемлемой бесценной частью жизни семьи.
Рождество, Крещение… Детские, в общем-то, праздники. Будем же и мы как дети, «ибо таковых есть Царствие Небес-ное», пронесем эту радость по жизни.
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!












Все будет хорошо Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования