Форум
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 163
Зарегистрирован: 13.12.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.08 03:46. Заголовок: Праздники.Татьянин день: история, традиции


Татьянин день: история, традиции
В конце января все студенты отмечают свой профессиональный праздник – «Татьянин День», у которого очень долгая история, так как празднуют его с 25 января 1755 года, т.е. более 250 лет. Существует множество вариантов проведения данного мероприятия: в каждом городе, в каждом вузе – своя традиция. Есть она и у студентов Санкт-Петербурга.

Этот праздник является духовным праздником для Российского студенчества: святая Татьяна считается покровительницей учащихся. При Московском Императорском Университете был открыт храм святой великомученицы Татианы.
Причудливым образом (как это часто бывает в России) переплелись в истории два праздника - церковный и студенческий - и пришлись на 25 января по новому стилю. А название для них в народе укоренилось одно - Татьянин день.



Святая Татиана.

Как христианский праздник этот день стал отмечаться с 235 года.
Имя Татиана - греческое и в переводе на русский язык означает учредительница, устроительница.

Жила святая Татиана в конце II - начале III века в Риме, была единственной дочерью знатных и богатых родителей, ее отец трижды избирался консулом.

Он тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни.

Она навсегда отказалась от супружества и проводила свою жизнь в девстве и целомудрии, молитвой и постом подчиняя плоть духу. За ее добродетели святая Татьяна была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

С 222 г. началось семилетнее правление императора Александра Севера; сам император, воспитанный матерью-христианкой, не преследовал их, но его наместники, особенно Ульпиан, были ярыми врагами и гонителями молодой Церкви. По их повелению, галилеян (так называли христиан) принуждали поклоняться римским богам, угрожая в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью.

Житие сообщает, что градоправитель издал приказ всем жителям города принести жертву языческим богам. Татиана отказалась сделать это, ее схватили и отвели в храм Аполлона. Но Татиана стала молиться Иисусу Христу, причем так усердно, что от молитвы идол упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Очевидцы утверждали, что видели тень беса, с воем вылетевшую из статуи, в которой он обитал. Этот знак не образумил нечестивцев, которые подвергли деву жестоким истязаниям. Но она все терпела и лишь молилась за своих мучителей и просила Бога показать им свет истины.

И Господь внял ее молитвам: восемь палачей уверовали в Христа и пали к ногам Татьяны, прося отпустить им грех против нее. Они также были пытаны и казнены, а святую снова подвергли мучениям, но вместо крови из ее ран текло молоко, а в воздухе разливалось благоухание.

Пораженные мучители уговаривали ее принести жертву богине Диане. Когда Татьяну привели к храму, она стала молиться, - и вдруг раздался удар грома, и молния испепелила статую языческого божества, жертву и жрецов. И вновь раны Татьяны зажили, и на другой день была она еще прекрасней, чем прежде. В этот день ее привели в цирк на растерзание льву, но грозное животное не посмело броситься на мученицу, ласкалось и лизало ее ноги. Когда же льва хотели, было, увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника и растерзал его. Татьяну бросили в огонь, но и пламя не могло ей повредить. Видя такое, многие истязатели святой Татианы обратились в христианство. Когда все пытки были исчерпаны, палач отсек святой голову. Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Церковное предание гласит, что ни один из гонителей святой Татианы не дожил до старости - все они погибли страшной смертью. Позднее мученицу Татиану причислили к лику святых и стали отмечать ее память 25 января (12 января по старому стилю) (1, с.338-343).
(Страсти какие-прямо триллер)

Из истории названия праздника в России.

Как видим, житие святой Татианы состоит из трагических событий. Почему же у нас в России – это шумный, веселый праздник всего студенчества?

А приходится он на этот «Татьянин день» потому, что именно 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». Об основании русского университета думал еще Борис Годунов, а в 1680 году ученые братья Лихуды открыли в Москве в Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинскую Академию – первое высшее учебное заведение на Руси. Решение же об основании русского университета именно в Москве было принято в сентябре 1754 года, когда Елизавета Петровна остановилась вместе со своим двором в первопрестольном граде. Москва была выбрана не случайно: учитывалось ее удобное географическое положение, большое количество проживающих в ней потенциальных студентов и особая роль древнего города в истории русского государства. Разработанный М.В. Ломоносовым проект университета взял под свое попечение Иван Иванович Шувалов, просвещенный вельможа и любимец императрицы, и совершилось это в день памяти Святой мученицы Татианы девицы.

День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Так он навеки запечатлел память о своей матери Татьяне Ростиславской. «Дарю тебе университет», – произнес Шувалов в день ее именин.

Эта фраза стала крылатой. От подписания указа до начала занятий в университете прошло четыре месяца. Под университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот, построенное в XVII веке для Земского приказа. Дом отремонтировали и 26 апреля 1755 года приступили к занятиям. Позднее последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так, волей монарха, появился студенческий праздник – Татьянин день, и древняя по подвигу, но юная святая стала покровительницей студентов.
В конце 1790-х годов закончили строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя святой мученицы Татианы.

Так и осталась для всех Татьяна-мученица Татьяной Университетской.

Следует сказать, что в дальнейшем, за исключением Юрьевского (Тарту) и Гельсингфоргского (Хельсинки) университетов, все вузы России, так или иначе, основывались при участии Московского университета, его выпускников. Потому и стала почитаться святая Татьяна как покровительница всего российского студенчества и профессуры. В письме Шувалову летом 1754 г. М. В. Ломоносов излагал свое мнение об устройстве университета и советовал план его не «зауживать применительно к скудости», а действовать с размахом, глядя вперед, «чтобы план Университета служил будущие годы».

И эти славные «будущие годы» Московского университета столь украсили российскую науку и культуру, что необходимо хоть коротко сказать о личности первого куратора первой русской «alma mater».


Граф Иван Иванович Шувалов - последняя любовь императрицы- совершенно не соответствовал привычному образу всесильного фаворита. Любовь к просвещению соединялась у него с редкостным для того времени бескорыстием и скромностью. Родился он в 1727 г. в Москве. В 1742 г. начал службу при дворе, через семь лет стал камер-юнкером и фаворитом императрицы. Полученную власть Шувалов широко использовал для развития русской науки и искусства. Он поддерживал многие начинания Ломоносова, покровительствовал ученым, писателям и художникам. В угловой гостиной шуваловского дома в Петербурге (Итальянская ул., д. 25) собирались образованнейшие люди того времени: Ломоносов, Богданович, княгиня Дашкова, Сумароков, Державин и др. А сам хозяин состоял в переписке с Вольтером, которому он давал материалы для его истории Петра Великого, и Гельвецием. Бывали у него и государи: Елизавета Петровна, почти ежедневно - Петр III, Екатерина II, к которой в бытность ее Великой княгиней Шувалов питал чувства. Дом этот был одним из самых красивых и интересных в елизаветинском Санкт-Петербурге. По инициативе Шувалова была создана в 1757 г. академия художеств, президентом которой он был до 1763 г. На другой день после его смерти в 1797 г. проезжавший мимо шуваловского дома император Павел остановился, снял шляпу и поклонился.


Отметим, что существует и другая версия о происхождении названия студенческого Татьянинского Дня – из Петербурга.

Дело в том, что в конце января 25-28 января 1724 года император Петр Великий основал в Санкт-Петербурге Российскую Академию наук, при которой через год был открыт первый в России университет(2, с.26-34; 3, с.71-73). Именно туда, по окончании московской Славяно-Греко-Латинской Академии и послали продолжать образование талантливого сына архангельского рыбака Михайло Ломоносова, будущего великого ученого, русского «Леонардо да Винчи». Ломоносов впоследствии и разработал проект Московского университета, ставшего первым в Европе учебным заведением чисто научного направления, без богословского факультета. Новым было и то, что здесь разрешалось слушать лекции не только студентам, но и всем желающим, а также вести научные споры «истины ради». Это был новаторский, демократический проект, навсегда заложивший в МГУ дух свободомыслия. Ломоносов понимал, что ему, человеку «низкого происхождения», никогда не добиться осуществления своей идеи, и тогда он заразил ею графа Ивана Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Второй.

Человек великолепно образованный, умница и меценат, граф всеми силами «пробивал» ломоносовский проект. Напомним, что он умышленно принес бумагу на подпись императрице именно 25 января.

Желая видеть исполнение дела успешным, Шувалов наметил его на светлый день именин нежно любимой матушки, которую звали Татьяной. С тех пор Святая Татьяна и считается «ангелом-хранителем» российских студентов.

Надо сказать, что имя Татьяна до начала XIX века в России не было популярным. :ad: Красиво звуча по латыни, слово «Татиана» славянизировалось и выглядело непривлекательно из-за корня «тать», означающего – «мошенник», «похититель».

Кому же хотелось называть своих дочерей именем с таким сомнительным смыслом – так и судьбу накличешь! Правда, существовало еще одно толкование этого корня: «тата» в славянском наречии означает «отец», так что в «Татьяне» можно было увидеть и «любимую дочь отца».

И все же, этим именем долго нарекали лишь девочек, появившихся на свет в Татьянин День. Богатым удавалось подкупить, уговорить священника, крестившего ребенка, и он соглашался на имя более «модное», «дворянское». Имя Татьяна чаще всего звучало в избах, считалось «крестьянским».

Но вот легкая рука гения – Александра Пушкина – вывела имя «Татьяна» из нижнего этажа общества, прославила, сделала любимым.
Поэт считал его грациозным, чувственным, распевным. Именно Татьяной он назвал главную героиню своего знаменитого романа «Евгений Онегин». Образ милой, чистой девушки, с искренней душой и страстным сердцем, выросшей как дивный цветок в глубине российских лесов и полей, покорил Россию. Она увидела в пушкинской Татьяне свою истинную дочь, природный характер русской женщины.

В каждый Татьянин День число Татьян в России значительно увеличивается – это социологический факт. Вот и на этот раз, в году 2007-м, наверняка, появятся тысячи крошечных Танечек.

Из истории празднования студенческого дня.
Празднование студенческого Татьянина дня имело свои традиции и свой ритуал.
В шестидесятые-семидесятые годы XIX века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник не только студентов учащихся, но и окончивших курс.

Н.Д.Телешов в «Записках писателя", многие страницы которых посвящены старомосковскому быту, рассказывает о Татьянином дне: «Вся Москва знала, что 12 января... будет праздник университетской молодежи, пожилых и старых университетских деятелей, уважаемых профессоров и бывших питомцев московской «alma mater» - врачей, адвокатов, учителей и прочей интеллигенции».
Справлялся этот праздник, говорит Телешов, «по заведенному порядку»: обедня в университетской церкви, потом молебен, затем в актовом зале университета традиционная речь ректора или кого-нибудь из профессоров. Лучшие студенты получали награды из рук важнейших персон Москвы – митрополита и генерал-губернатора – вместе с благословением и напутственным словом. Затем можно было осмотреть помещения университета – аудитории, библиотеку, многочисленные коллекции и собрания. Публика растекалась по залам.

После торжественной части в актовом зале Московского университета оставшуюся часть дня студенты веселились. Вот как описывает это В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». «Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике. Это был беззаботно-шумный день гулянья. И полиция - такие она имела расчеты и указания свыше - в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам. Тогда любимой песней была «Дубинушка». 12 января утром - торжественный акт в университете в присутствии высших властей столицы. Три четверти зала наполняет студенческая беднота, промышляющая уроками: потертые тужурки, блины-фуражки с выцветшими добела, когда-то цветными околышами. Но между ними сверкают шитые воротники роскошных мундиров дорогого сукна на белой шелковой подкладке и золочеными рукоятками шпаг по моде причесанны франтики: это дети богачей. По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая «Gaudeamus igitur» («Итак, радуйтесь, друзья...», название старинной студенческой песни на латинском языке) движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные. Затем студенчество толпами спускается по бульварам вниз на Трубную площадь с песнями, но уже «Gaudeamus» заменен «Дубинушкой». К ним присоединились уже несколько «белоподкладочников», которые, не желая отставать от товарищей, сбросили свой щегольской наряд дома и в стареньких пальтишках вышагивают по бульварам. С песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль «Эрмитажа» с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице... Еще с семидесятых годов хозяин «Эрмитажа», француз Оливье, отдавал студентам на этот день свой ресторан для гулянки. Традиционно в ночь на 12 января огромный зал «Эрмитажа» преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино. Это был народный праздник в буржуазном дворце обжорства. «Эрмитаж» был во власти студентов и их гостей - любимых профессоров, писателей, земцев (земцы - чиновники органов местного самоуправления, созданных в ряде губерний Европейской части России по земской реформе 1864 г.), адвокатов. Пели, говорили, кричали… Профессоров поднимали на столы... Ораторы сменялись один за другими».


В этот праздник отменялись все различия
– возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные – все они ощущали себя согражданами «ученой республики». Маститые ученые и важные чиновники, преуспевающие присяжные поверенные и модные журналисты – все ощущали себя в этот день «старыми студентами». Они вспоминали прекрасные дни своей молодости. Это был и их день тоже. Именно поэтому с легкостью и быстротой день основания одного университета стал общим студенческим праздником всей страны. Татьянин день праздновался повсюду и надо сказать, что особых отличий этого празднования не наблюдалось: обедня, молебен с акафистом святой мученице Татиане, торжественный акт в университете, и затем веселье и развлечения. Самое главное, что этот праздник объединял профессоров, студентов нынешних и «бывших» по всей России.

А потом, по понятным причинам, студенческая Татьяна «отбыла» в эмиграцию, где не прерывались российские традиции. В берлинской газете «Дни» за 25 января 1925 г. можно было прочитать: «В воскресенье... вечером в залах «Скала» состоится товарищеский ужин в честь Татьянина дня... В субботу в Гутман-зале русское национальное студенческое братство устраивает торжественное собрание... В Праге... во всех залах «Русского дома» состоится вечеринка-празднование Татьянина дня... В Париже Союз русских студентов во Франции устраивает в залах мэрии 6-го округа грандиозный концерт-бал...».

В Москве в 1918 году университетская церковь была закрыта, в ней устроили читальный зал. В 1923 году «архаичная и бессмысленная Татьяна» была заменена в директивном порядке Днем пролетарского студенчества. Однако совсем искоренить память о старинном студенческом празднике не удалось. Несмотря на все усилия новых гонителей христианства, российское студенчество советского времени свою святую не забывало. 25 января как-то подспудно присутствовало в нашем сознании и исторической памяти. Татьянин день радовал студентов окончанием сессии, началом веселых зимних каникул. Но радовал неофициально. Такова судьба Дня студентов в России.

В 1990-е годы, вместе с возвращением некоторых, отмененных революцией обычаев, вернулся и Татьянин день, в Московском университете его стали праздновать официально. 25 января 1995 года - снова в Татианин день! - храм святой Татианы был передан Русской православной церкви. Праздничный молебен в этот день отслужил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии ректора МГУ Виктора Садовничего. Особое значение этого события отметил в своем слове Святейший Патриарх: « Мы сегодня становимся свидетелями возрождения замечательной традиции - празднования дня памяти святой мученицы Татианы… Восстановление Университетского храма имеет помимо всего символический смысл: восстанавливаются традиции, восстанавливается историческая справедливость, восстанавливается полнокровное участие студентов и преподавателей в церковной жизни»(5). А в конце 1995 года в храм прибыли частицы святых мощей от десницы святой Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Интересно, что 25 (12) января – это и праздник учащейся молодежи Сербии, потому что в этот день церковь отмечает еще и день св.Саввы, первого сербского архиепископа, просветителя и духовного писателя. И отмечать этот день наши единоверцы начали намного раньше, чем московские студенты. Наверное, это одно из тех «неслучайных» совпадений, которые часто встречаются в жизни, и смысл которых открывается нам постепенно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 48
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования