Третья неделя Великого Поста Третья неделя Великого Поста посвящена Кресту Христову.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".
При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Распятие напоминает кающимся о спасительном даре искупления Христова, а также укрепляет силы постящихся в продолжение подвига Поста.
Значение Креста: "Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва".
"Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, - объясняется в "Синаксари". - Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Эта песня поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".
Обращаясь в этот день к верующим Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил: "Из чего же состоит наш жизненный крест? Это наши болезни и немощи наших близких, это трудности и проблемы, с которыми мы встречаемся на своем жизненном пути, это всевозможные неустройства и скорби, которыми посещает нас Господь. Этот наш крест дарован нам Господом ради нашего спасения, ради нашего возрастания в духе любви и смирения перед волей Божией. Мы должны принять наш крест с терпением, помня о том, что тяжесть его, по милости Господней, никогда не превосходит наших возможностей. Нужно нести его, по слову Христову, отвергшись себя и следуя за Ним".
По традиции в это время наши предки пекли обрядовые хлебы в виде креста. Затем стали выпекать печенья (крестцы). Кроме формы креста, землевладельцы пекли еще пироги в виде земледельческих орудий: сохи, косы, бороны в них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадала выпечка с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять ее до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.
Следующая за Крестопоклонной - четвертая неделя Поста - носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
http://www.pravmir.ru/article_903.html