Форум
 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 634
Зарегистрирован: 13.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.08 10:56. Заголовок: Существует ли религиозное чувство



Существует ли религиозное чувство?

Известно, что человек познает существующий вокруг него мир при помощи органов чувств: предметы и их свойства воздействуют на нас, и энергия внешнего раздражения передается по нервным путям в головной мозг, где и возникают ощущения – чувственные образы этих предметов и явлений.

В зависимости от характера внешних воздействий различаются и виды ощущений. Осязательные ощущения отражают механические, тепловые свойства предметов; слуховые – звуковые колебания и вибрации; зрительные – световые, электромагнитные колебания; вкусовые и обонятельные – химические свойства вещей.

Особый вид представляют ощущения, которые с помощью анализаторов, находящихся внутри тканей и органов, отражают изменения, происходящие внутри организма.

Перечисленные ощущения бесспорны, но можем ли мы категорически утверждать, что ими исчерпывается наше познание окружающего мира, и тем самым исключить наличие дополнительных чувств, ощущений, о которых наука пока не имеет точных данных.

Существующий вокруг мир настолько многообразен и многогранен, что будь у нас не пять, а двадцать пять чувств, то и тогда для них нашелся бы объект познания, открытия все новых и новых явлений в природе. В принципе это возможно.

[color=blue]Существует ли религиозное чувство или ощущение Бога? [/color]

Почти все верующие люди на вопрос об основании их веры отвечают: "Я чувствую, что Бог есть", или "не вижу, не слышу, не осязаю, но тем не менее ощущаю Его бытие". Религиозное чувство – одно из главных оснований веры в Бога.

Его называют ощущением, интуицией, сверхсознанием, мистическим восприятием, духовным зрением и т. п., но сущность этого чувства одна – непосредственное ощущение Бога. Это, может быть, шестое, может быть, сотое чувство, реально существующее и завершающее познание человеком мирового бытия.

Для тех, кто отчетливо не испытал этого чувства, хочется привести несколько фактов различного духовного опыта.

В 1922 году в Петрограде профессор А.И. Введенский сделал доклад в философском обществе на тему: "Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом", в котором он развивал мысль о том, что вера в Бога не исчезнет никогда, и, как на одно из оснований этого указывал на то, что "многие верующие непосредственно ощущают Бога".

Таковы христианские святые – религиозные подвижники. Это ощущение Бога часто охватывает человека при созерцании звездного неба, а также при богослужении.

"Я и сам, – говорил Введенский, – в молодости переживал это чувство, теперь же оно у меня ослабло, атрофировалось, не знаю почему, – но оно у меня было".

Русский философ-христианин Владимир Соловьев в своей книге "Оправдание добра" (1897) так характеризует религиозное чувство и его значение для веры в Бога:

"Действительность Божества есть вывод из религиозного ощущения, а содержание этого ощущения то самое, что ощущается. Отнимите эту ощущаемую действительность Высшего Начала, и в религиозном ощущении ничего не останется. Его не будет больше. Но оно же есть, значит и есть То, Что в нем дано, Что в нем ощущается. Есть Бог в нас, значит – Он есть!"

Н. Страхов писал: "…Мы вправе отважиться на смелые слова, что мы верим в Бога, потому что Его зрим, хотя Его нельзя видеть нашими глазами…"

Известный американский психолог профессор Уильям Джемс написал книгу "Многообразие религиозного опыта" (1910), в которой собрал многочисленные высказывания людей разного звания и положения, свидетельствующие о переживаемых ими состояниях непосредственного ощущения Бога.

Джемс пишет о них: "…В специфической области религиозного опыта для многих людей предмет их веры является не отвлеченным понятием, а реальностью, постигаемой непосредственно, почти в чувственном восприятии. Каково бы ни было действительное значение таких переживаний, несомненно, что они представляют собой один из основных видов человеческого опыта…
[color=blue]
Как содержанием зрительных ощущений является свет, слуховых – звук, содержанием религиозного ощущения является существование Высшего Существа – Бога.[/color]
В тех, кто пережил этот опыт, никакие рассудочные доводы не могут вызвать сомнения в реальности Его. У них есть знание, ибо во время ослабления напряженного состояния их личной воли они действительно почувствовали участие высших сил".

В конце книги Джемс говорит: "Наши собственные “рациональные” верования основываются на доказательствах, по природе своей совершенно схожих с теми, какие приводятся и мистиками в оправдание их верований.
Подобно тому, как наши чувства для нас являются совершенно достоверной гарантией известных нам фактов, явлений, так и мистическое состояние, доставляя непосредственное ощущение реальности тем, кто пережил их, является доказательством действительного существования вещей, постигнутых мистическим опытом... Мистические ощущения протекают без участия наших органов чувств, являясь, как и они, непосредственным источником познания".

Если сравнить пять физических чувств с окнами здания, позволяющими наблюдать разные стороны окружающего нас бытия, то религиозное чувство можно уподобить окну, пробитому сверху.
Через это окно мы не узнаем нового о земле, зато наблюдаем необозримые просторы неба. Как ни одно из чувств не противоречит другому, а лишь дополняет его, так и религиозное ощущение не противоречит остальным ощущениям, а дополняет их, проливая свет на область мира духовного, на такие вопросы смысла жизни и смерти, которые без религиозного освещения остались бы загадкой навеки.

Конечно, далеко не все согласны принять религиозное ощущение как источник знания о Боге. <…> Современное общество настолько далеко от совершенства, что религия ненавистна ему своими требованиями исполнять нравственные законы, жить по Божиим заповедям: …люби ближнего твоего, как самого себя…5 и т. д.

И все ученые и неученые, выступающие против религии, против религиозного чувства, против достоверности существования Бога, приводят доводы и доказательства, подобные тем, какие мог бы привести крот против существования зрения: раз у них нет ощущения Бога, значит нет его и у других.

Объектом органов чувств является предметный, материальный мир.
Объектом религиозного ощущения является нечто духовное – Божество, Которое может быть познаваемо непосредственно человеческим сознанием – этой, по определению материалистической философии, формой духовного освоения человеком действительности.

Нелепо требовать для религиозного ощущения наличия какого-то определенного органа, как нелепо требовать и того, чтобы звук познавался глазами, а свет – ушами...

Нет никакой необходимости в вещественном органе для религиозного ощущения еще и потому, что объект его по своему существу способен устанавливать непосредственный контакт с нашим сознанием. [color=gray](гениально ведь!)[/color]

Благодаря этому достоверность религиозного чувства стоит неизмеримо выше достоверности остальных ощущений.

Зрительные, слуховые, осязательные ощущения перерабатываются, трансформируются сознанием, так как наши органы чувств, в силу их несовершенства, дают нам неполный, бессвязный, разрозненный, а иногда не совсем верный поток этих ощущений, восприятий. Осознать их, выйти за пределы чувственного опыта, постигнуть сущность предметов и явлений, то есть представить их такими, какие они есть на самом деле, помогает разум. Таким образом, если существует различие в степени достоверности наших чувств со стороны самих "механизмов" ощущений, то оно говорит в пользу религиозного ощущения, воспринимаемого непосредственно разумом, безо всякой корректировки.

Религиозное чувство в той или иной степени присуще всякому нормальному человеку.

Полная утрата его некоторыми, лишившимися его по той или иной причине, не является доказательством отсутствия этого ощущения вообще.
Ведь существование на свете множества слепых и глухих не доказывает того, что слепота и глухота являются нормальным состоянием человека. Все, ощущающие Бога, с полным правом могут утверждать Его бытие, а не обладающие религиозным чувством, не испытавшие религиозного озарения, совершенно не вправе отрицать существование Бога.

"Почему не все имеют этот опыт? – писал А. Введенский. – Физику открыты не все тайны природы, и богослов знает не все, но как физик знает, что материя существует, так и мы знаем, что есть Бог.

Почему же многие люди не верят в Бога, почему у них нет религиозного ощущения? Да потому, что очень многие живут бездумно, безцельно, подчинив свою жизнь сиюминутным целям, материальным интересам, служат ложным идеалам.

Люди [size=14]не хотят задуматься об истинном смысле человеческого существования,[/size] о истинных целях и назначении жизни человека, о смысле всего миробытия.
Подчинив свою жизнь достижению преходящих радостей жизни, люди сами заглушают в себе религиозные чувства. У многих это чувство есть, но они не подозревают о нем, так как не обращают на него должного внимания, как бывает, например, с человеком, занятым своими мыслями и делами, своими проблемами и разговорами, который не видит и не слышит, что делается вокруг него. Потому и неудивительно, что многие не ощущают Бога, хотя признаки существования Его присутствуют повсюду. Внимание человека, поглощенного суетой жизни, направлено и устремлено совсем не в ту сторону, поэтому он и не находит Его".

Если в глаз попадает соринка, глаз слезится, плохо видит, а иногда и заболевает надолго, так что теряет способность видеть вообще.

То же происходит и в духовной жизни: если в душу проникает нравственная грязь, если человек совершает аморальные поступки или находится во власти страстей, таких, как тщеславие, гордость и т. п., – естественно, что он теряет способность созерцать Бога. "Только чистая вода может отражать солнце", – говорит восточная мудрость.

Недаром Христос Спаситель придавал нравственной чистоте исключительное значение в деле познания Истины – Бога: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят6. Грех – основная причина, препятствующая нашему ощущению Бога, чистота души – вернейшее условие его достижения. "Очистим свои чувства, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – очистим чувства и тогда узрим Христа, блистающего неприступным светом воскресения" (Тр. пасхального канона. Гл. 1. Песнь 1).
http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/3_2006/v_svete_istiny_3_06.html


"Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу."
Вергилий
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования