Форум
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Православие. Строительство храма Евфросинии Московской в Котловке Udel3.narod.ru


АвторСообщение





Сообщение: 42
Настроение: Слава Богу за всё!
Зарегистрирован: 05.02.08
Откуда: Россия, Краснодар
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.08 09:49. Заголовок: Святой Зосима (Верховский)


Хочу предложить дорогим форумчанам небольшое житие и поучения одного замечательного православного святого - старца Зосимы (Верховского).
К сожалению, имя этого удивительного подвижника малоизвестно в нашей Церкви. Хотя святой Зосима явил собой пример истинного Христианства, достойный подражания во все времена.
А не пользуется популярность его имя, наверно, потому, что ни при жизни, ни после смерти к нему не приклеились мерзкие ярлыки оккультизма и лжепатриотизма, как то получилось с некоторыми другими (не будем называть имена, они и так печально известны). Святой Зосима всегда был воплощением жертвенного, подвижнического Христианства, что, как ни странно, не всегда популярно, особенно сегодня.




Житие Преподобного Зосимы (Верховского)



Родители старца Зосимы происходили из древнего дворянского рода. Однако они более заботились о нетленном, вечном богатстве, нежели о преходящем, временном. Их жизнь была украшена многими христианскими добродетелями: благотворительностью, усердием к церковным Богослужениям и домашней молитве, чтением духовных книг. В семье Верховских было три сына и шесть дочерей.

24 марта 1768 года Бог утешил супругов Верховских рождением третьего сына. В этот день Церковь празднует память Преподобного Захарии, в честь его и нарекли младенца при Крещении.

С самых юных лет обнаружились добрые свойства мальчика. Когда мать его читала вслух жития Святых, то жития Преподобных пустынников особенно занимали душу его: он не только хорошо понимал их, но и разгорался духом подражать подвижникам.

Василий Данилович, видя приближающийся конец своей жизни, поспешил отправить всех троих сыновей своих, тогда еще весьма юных (младшему Захарии было не более 15 лет) в Петербург, где они были определены в гвардию. Через два года братья Верховские получили горестное известие о кончине родителя. Не много более двух лет после смерти супруга пожила и Боголюбивая вдова Анна Верховская.

Молодой Захария, находясь среди мира, смутился было желанием жениться и жить в миру. Но вскоре будущий подвижник поборол этот соблазн, и принял решение разстаться с мирской жизнью, устремив весь свой ум, всю душу и сердце на служение Богу в звании иноческом. Когда он оставил мир сей, ему был 21 год.

Несколько раз Захария посещал Брянских пустынников, подвизавшихся под руководством Старца Адриана, иеромонаха Площанской Пустыни, и проживал у них некоторое время. И теперь все свое старание он обратил на то, как бы скорее освободиться от мира и переселиться к инокам-отшельникам. Для этого он отправился в Петербург, где получил полное увольнение от службы и, завершив все мирские дела, уехал в пустынные Брянские леса. Это было в 1789 году.

Захария уже не застал на Брянской Земле отца Адриана, который к тому времени переселился в Коневскую обитель. Начальник брянских пустынножителей завещал свою келлию Преподобному старцу Василиску, в котором видел истинное смирение, здравое духовное разсуждение и горячее желание подвижнической жизни. В отдалении от отца Василиска жили и другие старцы пустынные.

Отшельники встретили Захарию с радостью, и когда узнали, что он решился непременно остаться в пустынных лесах, то единогласно говорили ему: "блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики". Слыша все это, благоразумный юноша просил старца принять его в послушание, но Преподобный, как искусный и опытный духовник, советовал ему положить начало монашеской жизни в каком-нибудь общежительном монастыре, чтобы испытать себя прежде в послушаниях монастырских и в обществе многих братий научиться терпению и смирению. Утвердив, наставив и утешив молодого воина Христова, Старец Василиск отправил его в Коневскую обитель под управление отца Адриана.

С великой радостью и отеческой любовью встретил Захарию начальник Коневской обители и принял его в число братии. Вскоре Захария принял иноческий постриг с именем Зосима. Будучи учеником Старца Адриана, молодой инок всей душой старался подражать настоятелю монастыря в простоте и смирении.

По благословению отца Адриана, он с усердием занялся исполнением умной молитвы и чтением книг отеческих, в которых находится руководство к сей молитве. И тогда-то еще более почувствовал инок Зосима влечение к пустынному уединению, ибо священное упражнение непременно требует тихого безмолвия и тщательного духовного наставничества, ограждающего подвижника от прелести духовной.

Все чаще вспоминал молодой инок Брянские леса и Преподобного старца Василиска. Прожив в Коневском монастыре почти три года, отец Зосима неотступно и со слезами стал просить отца Адриана отпустить его в пустыню Брянскую к отцу Василиску. Но через некоторое время отец Адриан сам посетил пустынников Брянских и убедил своего ученика Василиска переселиться в Коневец.

Когда Старец Адриан со своими спутниками прибыл в Коневецкую обитель, то в трех верстах от монастыря, на уединенном пустом месте повелел выстроить две келлии, одну недалеко от другой. С молитвой и благословением отпустил он на безмолвие Старца Василиска, поручив его духовному руководству инока Зосиму.

Отец Зосима пребывал в совершенном повиновении к Преподобному Василиску, никогда ничего не предпринимая без его воли и благословения, не утаивая от него даже самого малого помысла. Бдением, всенощными трудными работами он немилостиво изнурял юную плоть свою, имея стремление к безстрастию безплотных Ангелов. Скрытно от всех, кроме Старцев Василиска и Адриана, три года отец Зосима непрестанно носил на теле грубо сотканную из грив и хвостов лошадиных острую власяницу, от которой глубокие раны не заживали на теле его.

Подражая жизни древних подвижников, пять дней в неделю неисходно проводили отцы Василиск и Зосима в уединенном безмолвии, а в субботу, после вечерних своих правил, приходили в обитель ко Всенощной. В Воскресение, после Божественной Литургии, обедали вместе с братией за общей трапезой, и — получив от монастырского начальника на пять дней все нужное им для пищи и работы, а также книги для чтения — к вечеру Воскресного дня возвращались в свое уединение, где очень много трудились для обители.

Отец Зосима научился писать уставным письмом, также хорошо делать деревянные чашки, ложки и прочее, а отец Василиск делал глиняную посуду. Еще плели они корзины, лапти, лукошки из березовой коры; в собирании же ягод и грибов томили себя до усталости. Плоды лесные и рукоделие свое в субботу приносили отшельники в обитель.

Вскоре пустынники сделались славны, и Коневский остров стал наполняться посетителями. Преподобные Василиск и Зосима возжелали уехать на Афон или в пустынные пределы Молдавии, но старец Адриан просил их задержаться до времени его увольнения на покой. Он испросил себе увольнение от настоятельства, и, приняв пострижение в Великий образ Ангельский, переселился на покой в Москву, в Симонов монастырь. Отъезжая же из Коневца, Старец рассказал Василиску и Зосиме о том, что в областях Сибири есть много необитаемых пустынь, где можно было им нести подвиги отшельнические.

Уклонившись от желания братии избрать Зосиму настоятелем обители, Преподобные отцы испросили увольнение из монастыря для принятия подвигов отшельнических. Но по различным обстоятельствам того времени не суждено было инокам попасть на гору Афонскую. И тогда, воспоминая совет духовного отца своего Адриана, они обратились мыслью в пределы Сибири.

Добравшись до Тобольска, Преподобные объезжали пустынные места той земли, и первую зиму провели в лесной землянке, устроенной ими в сорока верстах от ближайшей деревни. В следующем году подвижники обрели новое место для своих подвигов, где выстроили две келлии.

Осенью отшельники собирали урожай с небольшого огорода, пекли травяной хлеб, варили похлебку и овощи на всю зиму. Дабы не отвлекаться заботами о хлебе насущном и освободить время для молитвы, в зимнее время они отрубали топором мерзлой пищи, разогревали в печи и трапезничали.

Из любви к глубокому безмолвию они не виделись по нескольку дней, лишь стуком предупреждая друг друга о времени молитвы. Один раз в год, во время Успенского поста, они ходили в ближайший город Кузнецк для исповеди и причащения Святых Христовых Таин. В прочие посты приезжал к ним в лес священник со Святыми Дарами.

Изредка посещали пустынников Боголюбивые миряне. Некоторые из них имели желание поселится в том месте. Вскоре, недалеко от пустыни, где подвизались Преподобные, образовалась женская общежительная обитель. По благословению Преподобного Василиска, Старец Зосима принял на себя заботы по благоустроению в ней жизни монашеской.

Вскоре монастырь был переведен в уединенное место близ города Туринска, где прежде была мужская обитель. Туда же после двадцатилетнего подвига в пустыни переехали Преподобные Василиск и Зосима. В восьми верстах от монастыря они выстроили для себя келлию.

Много трудов положил для устроения обители Преподобный Зосима. Однако вскоре среди сестер начался ропот, и Старец был вынужден удалиться в Московские пределы, в Верейский уезд. Там он принял участие в устроении другой женской обители, названной им в честь образа Божией Матери "Одигитрия". Близ этой обители он проживал до самой своей кончины. Незадолго до отшествия ко Господу Преподобный принял постриг в Великую схиму.

Основанный Старцем Зосимой Одигитриевский монастырь просуществовал до закрытия в 1920-х годах. В 2000 году монашеская жизнь в этой обители была возобновлена. В этом же году старец был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а на Архиерейском Соборе 2004 года прославлен общецерковно.


Преподобный Зосима, моли Бога о нас!
____________________________________________________




ИЗ ДУХОВНЫХ НАСТАВЛЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ ВЕРХОВСКОГО.

Старец нередко повторял: “О угодники Божии! Где ваши страдания, где мучения? — прошли, как минутный сон, и за то теперь вы вечно ликуете с Господом. А мы, сестрицы! Что покажем на Страшном суде, ежели и малого труда, и малой печали, и малой какой скорби или болезни не захотим потерпеть Господа ради? И между тем хотим быть там, где святые, которые пролили кровь свою за Господа. Мы и малого отсечения своим прихотям и своей воли не терпим, а хотим быть вместе с теми, кои терпели для Господа отсечение всех удов своих и переносили ужасные мучения! Если не будем со святыми, то будем с диаволами; третьего места ведь нет для нас. Старайтесь же, сестрицы, о своем спасении; одно время! одна душа! Спохватимся при смерти; но ах! – уж поздно будет, — уж не воротимся!”

* * *

Когда старец узнавал, что кто-либо получал от его наставлений пользу для души и приступал к исправлению жизни, то говорил: “Я знаю и чувствую, что я груб и глуп; но нужды ради и чрез осла Бог проговорил”.

* * *

Если которая из сестер скорбела, что ее обидели или кто на нее имеет неудовольствие, то старец говорил: “Смирись, и смирится тебе небо и земля”.

* * *

Когда старцу хвалили что-нибудь: “Посмотри, отче, как это хорошо”, то старец отвечал: “Хорошо, да не вечно; всякая вещь говорит: не люби меня, — уйду от тебя”.

* * *

Часто старец говорил: “Все хорошо, все хорошо; но как-то умирать будем; и уже не воротимся. Что как да не угодим Господу?”

* * *

Еще говорил: “Нельзя одним глазом на небо, а другим на землю глядеть. Так нельзя и душе к земному и к небесному прилепляться; а одно что-нибудь надобно избрать и одного держаться”.
Если происходили ссоры между сестрами, старец говорил: “Как вам не стыдно; все это земное не вечное — стоит ли огорчаться? Не будьте подобны известным животным, которые глядят только в землю; но они так и созданы, что не могут зреть на небо. Кто забывает небесное и прилепляется к земному, тот подобен сим животным, но несчастнее их: они не имеют разумной души, — а ты бессмертною душою если будешь углубляться в одно только земное, то бойся, чтобы не уронить ее под землю, в ад, навеки”.

* * *

“Не гонитесь за одним постом, — говорил старец сестрам. — Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом”.

* * *

Старец говорил: “Помнить надобно, что сказал Господь, что сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29; см. также: Мф. 17, 21). И так без воздержания и поста и молитвы нельзя избавиться от бесовских страстей”.

* * *

Говорил также: “Превозноситься постом — безумие; ибо может ли мастер превозноситься тем, что у него много орудий, если он ими не делает полезных и хороших работ? Так точно и пост и все телесные труды суть как бы только орудия добродетели, а не самые добродетели”.

* * *

Старец часто повторял: “Не теряйте дорогого времени, возлюбленные; молитесь, поститесь, трудитесь в простоте, любви и смирении; придет конец — тогда будем жалеть и раскаиваться, да не поможет”.

* * *

“Слышал я, — говорил старец Зосима, — от одного духовного и благорассудительного настоятеля, что в обители его был брат, который, часто приходя к кузнецу монастырскому, также послушнику той обители, неотступно убеждал его сковать ему втайне вериги, чтобы этим подвигом мог он удручать тело свое для спасения души. Не могши более отказываться, кузнец, скрытно от брата, сказал об этом настоятелю. Настоятель приказал ему: когда придет к тебе брат просить о веригах, то ударь его в щеку: если он со смирением перенесет, скуй ему вериги; а ежели осердится или оскорбится, то обличи его, говоря: “Научись прежде переносить обиды, а тогда носи вериги”. Так и сделал кузнец; при сем брат не только осердился, но даже отомстил за себя кузнецу таким же образом и, обличенный и пристыженный от кузнеца, ушел от него и уже более не упоминал о веригах.
И действительно, продолжал старец Зосима, подвиг терпения скорбей, обид и поношений выше всяких вериг и власяниц. Ибо Иисус Христос не дал нам заповеди о веригах и власяницах, но заповедал нам переносить обиды и любить обидящих нас, и молиться о них. И подлинно, мы должны почитать их даже нашими благодетелями, потому что они со вредом для души своей соделывают наше спасение”.


«Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца». Чарльз Дарвин Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page
Поиск Искомое.ru

Кланово Родовой сайт Рунета
Rambler's Top100 Яндекс цитирования